«Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной».
Эти слова открывают книгу Сальвадора Дали «Дневник одного гения». Так кто же такая Гала Дали и что нам следует знать об этой удивительной женщине?
ГАЛА ДАЛИ
Детство и юность
Будущая муза прославленного сюрреалиста, урожденная Елена Дьяконова, появилась на свет в семье мелкого казанского чиновника в 1894 году.
С самого детства она удивляла сверстников рассказами о том, что хочет сменить имя и жить в Париже среди поэтов и художников.
Исполнение мечты приблизил переезд в Москву и поступление в одну из лучших московских гимназий, где Елена училась в одном классе с младшей сестрой Марины Цветаевой Анастасией. Когда девушка заболела туберкулезом, отчим отправил ее лечиться в Швейцарию.
Жена поэта
В санатории девушка познакомилась с французским поэтом Эженом Эмилем Полем Гренделем. Именно Поль прозвал ее Гала́, что на французском означает праздник.
Девочка из Казани не осталась в долгу, придумав для начинающего поэта псевдоним Поль Элюар. В 1917 году молодые люди поженились, и через год у них родилась дочь Сесиль.
С Дали Элюар познакомил Галу в 1929 году, когда они были на отдыхе в Испании. Гале было 35, а Дали — 25. К моменту их знакомства Дали еще не был ни богат, ни знаменит. Говорят, что Гала сама соблазнила художника и сама же сделала ему предложение.
По такому случаю было решено написать портрет Поля Элюара. Объяснил Дали это весьма оригинально: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».
Муза гения
Гала ушла от мужа, оставила роскошную парижскую квартиру и 11-летнюю на тот момент дочь. Первое время они с Дали жили в крошечном рыбацком домике, так как отец лишил художника материальной помощи. И тут в полной мере проявился характер Галы.
Русская жена стала для Дали не только музой, но также и натурщицей, секретарем, менеджером, рекламным агентом.
Она подкупала газетных критиков, распускала слухи, договаривалась о выставках и интервью. Позднее Дали признавался, что первым распознала в нём гения именно Гала.
С ее помощью к началу 40-х годов неизвестный ранее никому художник стал мультимиллионером. А В 1934 году Сальвадор и Гала вступили в официальные отношения.
В дальнейшем они сделают это еще 50 раз, регистрируя брак в каждой стране, куда их приводила любовь к путешествиям.
«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — признавался гений сюрреализма журналистам.
Дали посвятил своей музе множество картин и самые проникновенные слова: «Сегодня воскресенье, и я наконец раскрыл тайну цвета глаз Галы, они у нее подводно-ореховые. Этот цвет, так же как и цвет морских олив, весь день не давал мне покоя».
Творческое сотрудничество
По мнению многих критиков в каком-то смысле Гала создала самого Дали. В течение десятилетий она была единственной моделью и соавтором живописца.
Так, есть много свидетельств о ее участии в создании масштабной инсталляции «Сон Венеры», которую Дали представил в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
На сохранившихся фотографиях она обсуждает проект с Дали, разрабатывает костюмы и целые секции павильона. О роли Галы в творчестве мужа немало говорит и то, как он подписывал картины: «Гала-Сальвадор-Дали».
После войны слава и состояние Дали непрерывно росли. А его жизнь превратилась в череду тщательно спланированных перфомансов, помогающих продвижению фамильного бренда. Пресса метко окрестила их «проектом Дали». И тут муза гения всегда была была рядом с ним.
Последние годы
В 1969 году отец сюрреализма сделал жене поистине царский подарок, купив и отреставрировав замок XI века Пуболь в каталонской провинции Жирона. А Гала приняла подарок с единственным условием: Дали не должен был появляться в нём без ее письменного согласия.
Как ни странно, художнику это даже понравилось: «Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда.
Тесная близость и, особенно, фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают».
С возрастом Гала стала заводить и осыпать подарками молодых любовников. Один из них, Джефф Фенхольт был старшее ее на 57 лет. Но знаменитый муж всегда относился к этому спокойно: «Я разрешаю Гале иметь столько любовников, сколько ей хочется».
В 1982 году в результате неудачного падения Гала сломала шейку бедра и вскоре умерла. Дали прожил еще 7 лет, но без музы и любви всей жизни они стали для него медленным угасанием.
Сегодня образ Галы представляется очень противоречивым. Ее называют роковой, развратной, корыстной. Но если отбросить эмоции, становится очевидно, что она первой поверила в Сальвадора Дали, а страсть, без которой невозможно настоящее искусство, до последнего вздоха была ее настоящей натурой.