Фильм «Служебный роман»: интересные факты и ляпы на съемках

В комедии режиссера Эльдара Рязанова о служебном романе «мымры» и нескладного Новосельцева зрелищность оказалась дополнена образами Москвы, а искренность подчеркнута импровизацией актеров.

Диалоги быстро растащили на цитаты, а сам фильм уже перешел в категорию ностальгического ретро, что, впрочем, не отменяет актуальности и комедийности происходящих в кадре событий.

Без проб

Великий оптимист Рязанов мечтал создать сказку со счастливым концом. Неслучайно первоначально кинокартина называлась «Сказка о руководящей Золушке», а Людмилу Прокофьевну планировалось сделать ключевой фигурой фильма на фоне будней советского НИИ, в котором всегда оставалось место на сплетни и пересуды.

Руководство киностудии «Мосфильм» после успеха «Иронии» решило позволить работать постановщику на его усмотрение.

Так, без проб на главную роль была утверждена Алиса Фрейндлих, с которой режиссер давно мечтал поработать. В образе «канцелярской крысы» Рязанов видел симпатягу «Женю Лукашина», которому предстояла радикальная смена амплуа.

Олегу Басилашвили предлагалось сыграть Самохвалова, хотя он мечтал о роли Новосельцева и всячески подталкивал Рязанова к кадровым перестановкам.

В остальных ролях появились Светлана Немоляева, которая пробовалась в «Иронию судьбы», Лия Ахеджакова, Людмила Иванова.

Каждый добавил в сюжет картины что-то «свое». Немоляева читает стихи Беллы Ахмадулиной. Людмила Иванова была знакома с работой председательницы месткома в театре, где служила, и знала, как стоит выпрашивать рубль.

Песня «У природы нет плохой погоды» родилась у Эльдара Рязанова. А кадры Москвы то с осенним пейзажем, то со снегом – это не ошибка монтажа, а шутки природы, когда в столице в сентябре 1976 года неожиданно выпал снег.

Смотрите также:  Комичная серия снимков от фотографа, который проводит карантин со своей бывшей женой и мамой

Образы

К образу «старого рваного башмака» актриса Алиса Фрейндлих приступила с энтузиазмом. Специально для героини костюмеры подобрали самый «гунявый», как выражалась звезда, костюм 52-го размера производства фабрики «Большевичка».

Наряд оказался универсальным в гардеробе «мымры». Было важно, чтобы героиня получилась безликой и бесполой.

Поэтому актриса с упоением подбирала прическу и мерила жуткие мальчишеские туфли 36-го размера. Завершали образ очки, которые для съемок принес оператор, позаимствовав аксессуар у отца.

А Андрею Мягкову придали рассеянный вид накладными усами и несуразной прической. Дополнили образ мямли такие детали, как белые носки в складку, коротковатые брюки и массивная оправа очков.

В целом герой выглядит несобранно, что Мягков подчеркивает сутулостью и пиджаком, который застегнут на верхнюю пуговицу.

В интересные факты о фильме «Служебный роман» можно отнести и метаморфозы, происходящие с героями. К концу киноленты зрители увидят Новосельцева с расправленными плечами и Калугину, в которой проснулась модница.

Дорогая вещь

Эльдар Рязанов был внимателен к мелочам, а потому в кабинете «мымры» стоит аппарат, принимаемый за ЭВМ. Хотя Videoton-340 – это терминал венгерского производства с выдвижной клавиатурой.

Стоимость такого устройства составляла более 400 тыс. рублей, поэтому аппарат привозили для съемок, а вечером увозили обратно.

К слову, к такой мере пришли не сразу. Однажды у киношников пропал калькулятор за несколько сотен рублей, которым герои фильма пользуются в кадре, что оказалось накладно для съемочной группы.

А поскольку цена компьютера приравнивалась к стоимости советского автопарка, то решили не рисковать.

Смотрите также:  Простой метод определения плохой кармы по имени

Кроме того, есть мнение, что в кабинете Калугиной стоит компьютер Apple II, что не соответствует действительности. Поскольку дата выпуска этого ПК выпала на 5 июня 1977 года.

И потом, у «яблочной» модели того поколения было 2 дисковода, которые на кадрах с Калугиной не видны.

Водитель без опыта

Побоялся остаться без гонорара и Олег Басилашвили. В одном из дублей актеру предстояло проехать 100 метров на автомобиле. Однако артист до этого никогда не сидел за рулем. Чтобы сцена получилась, исполнителя обучили азам вождения.

А когда начались съемки, неожиданно перед автомобилем появились две девушки, которые случайно попали в кадр.

Увидев пешеходов, Басилашвили попытался затормозить и от стресса перепутал педали. К счастью, дамы успели отскочить. А вот машина врезалась в киоск «Союзпечати» и задела камеру.

Тогда наказывать никого не стали, а фильм выдвинули на госпремию. Между тем Алиса Фрейндлих – единственная, кто не получил награду. На тот период премия присуждалась раз в 2 года, а актриса уже была поощрена за театральную работу.

Пощечина

К интересным фактам о фильме «Служебный роман» относится импровизация в кадре, которую Рязанов приветствовал.

Такие сцены, как романтический ужин главных героев, даже не были прописаны в сценарии. Материала набралось на 3 серии, но под ножницы пошли многие диалоги и эпизоды.

Однако пощечину Новосельцева Самохвалову все же оставили. Эпизод был отснят с 5-го дубля. Андрей Мягков все не мог ударить коллегу по лицу, несмотря на призыв Олега Валериановича. Рязанов был недоволен эпизодом.

Смотрите также:  "Есть только 2 дня в году, когда вы ничего не сможете сделать"

В результате Мягков разозлился на себя и нанес пощечину сильнее, чем планировал. Этот кадр и вошел в картину.

Киноляпы

Исследованный до миллиметра экрана любителями достоверности фильм вызвал дискуссии на предмет киноляпов.

Так, от наблюдательных зрителей не ускользнула мраморная статуя, которая позже появилась в образе «прекрасного создания» в «Формуле любви».

Попали в поле зрения критиков часы, которые показывают 9:30, и гвоздики в вазе, «гуляющие» с рабочего стола Калугиной в дом, а потом снова в офис.

Но больше всего зрителей взволновал подарочный «Пегас», который стал «актером с биографией». Также эту статую видели в фильме «Бриллиантовая рука», «Ширли-мырли», «Семнадцать мгновений весны».

Кстати, Олег Басилашвили сыграл в фильме 2 роли. Он стал закадровым голосом мужа Верочки, с которым дама разговаривала по телефону.

Хотя изначально на эту роль планировался Александр Фатюшин. Но артист получил травму глаза в театре и не смог продолжить съемки.

Статная красавица

По оригинальной идее пьесы «Сослуживцы», которая легла в основу сценария фильма, секретарша «мымры» была красавицей с модельной внешностью и ногами от ушей.

Сценарий переписали под Лию Ахеджакову, оставив в кадре осведомленность «эксперта моды», которая бесподобно учила Кулагину походке от бедра и премудростям женственности.

К слову, в интересные факты о фильме «Служебный роман» можно отнести и нешуточные дискуссии в Сети, где Людмилу Прокофьевну в образе «мымры» сейчас называют модной бизнесвумен, попадающей в тенденции.

Источник