Можно ли устраивать поминки каждый год, не тревожим ли мы покойников? Ответ батюшки:
Если не ходят на могилы и не копают, то не тревожат. Поминки тоже бывают разными. Да и что значит «не тревожим»? Мы покойников вообще не трогаем на поминках: ни тела, ни души их.
Мы кого касаемся на поминках? Само слово «поминки» что означает? Мы имя на молитве вспоминаем и молимся о конкретном человеке. Поэтому мы кого касаемся на поминках? Бога.
Мы Отцу Небесному говорим: «Господи, у меня мамочка/брат/сестра/детки родные/чужие отошли в вечность. Господи, прости его прегрешения вольные и невольные, открой ему дверь в Царство Небесное, успокой его».
Мы кого трогаем: покойника или Господа? Мы к Богу обращаемся! А Господь за молитвой как касается? Он дает облегчение, радость, поднимает души покойников.
Дай Бог каждому и среди усопших, и среди живых так беспокоить, радовать. От радости вряд ли кто откажется. И потом у нас в году помимо поминок есть и специальные особые дни поминовения усопших помимо дня смерти.
Три больших родительских субботы и еще две небольших родительских субботы. Одна — Покровская, еще одна — Димитровская.
Кроме того, еженедельно каждую субботу и накануне утренней молитвы при литургии совершается поминовение усопших.
Это еженедельный специальный день для поминовения. Суббота обозначает «покой об упокоившихся».
Наверное, чтобы максимально закончить тему поминок, раз уж если она поднялась, обсудим острый вопрос об ужине поминальном. Зачем это?
Возвращаемся опять к понятию поминок. Поминки — это поминовение конкретного человека по имени в молитве. Теперь скажу, что касается трапезы. Это вот как в Писании сказано. Господь говорит:
И поэтому на Руси вот этих-то голодных, нагих, бездомных, больных именовали братьями Христовыми.
И когда был день поминовения, но и не только поминовения, приглашали этих нуждающихся, их кормили с просьбой помолиться нашим усопшим. То есть мы — дети, а они — братья. Вот для чего трапеза.
Дело было не в поедании пищи родственниками. Это форма благодарности нуждающимся за их молитву в день поминовения. Например, из святых есть Филарет Милостивый.
Он в праздники уж больно любил, когда к нему в дом приходил сам Христос. А жил он в Средние века в Константинополе. Уж так ему было приятно, когда на праздник к нему сам Христос приходил.
Он был богатым сенатором. Любил к себе приглашать. Выходил на площадь и собирал всех нищих. Он вперед их бежал и кричал слугам:
«Царь идет к нам обедать, скорее стол собирайте».
Все как ломанулись, достали лучшие скатерти, дорогую посуду. Он рассадил нищих, сам их угощает, наливает. Те глаза вытаращили. Его спрашивают:
«А где царь?»
Он отвечает:
«Царь небесный среди них, он всегда с ними.»
И в праздники он так стал делать. Любил это делать, и даже не на поминки. Потом у него начались материальные проблемы.
Жена ему сказала, что она об этом думает. Нет бы ей купить хоть какое-то украшение, а он вот что придумал: нищих кормить!
Он никак не мог согласиться с тем, что Христос к нему в праздник не придет. И об этом узнали, и нищие об этом между собой говорили. Как-то дошло это и до императора. Он решил посетить этого сенатора, который беднел от обедов.
А получилось так, что он доченьку его увидел, приглянулась она ему. И стала императрицей. Ну, поправились материальные дела у императорского тестя, сразу в гору пошли.
Господь нашел, как отблагодарить. Рука дающего да не оскудеет. Наверное, если бы он в наше время стал кричать:
«Христос пришел ко мне в дом»,то его бы объявили еретиком. Поэтому мы на поминках вели к столу таких по силе их молитвы и понимали, что с ними вошел Христос.
И милость в день поминовения усопших особая, Божья. Вот для чего все это. А если поминают родственники, которые уже до этого объелись, то смысл этого теряется.
Для этого есть любой день, в который можно собраться, посидеть, пообщаться и рюмочку выпить. Но к душе покойника это не имеет никакого отношения.