Почему молиться за других нужно с осторожностью? Объясняют священники!

На что нужно обратить внимание, когда мы молимся за других людей, рассказали священнослужители Андрей Ткачев, Константин Корепанов и богослов Алексей Осипов.

Андрей Ткачев, протоиерей:
Как-то мне задали такой вопрос: а не отразятся ли грехи того, за кого ты молишься, на тебе самом, или всё-таки за грешников надо молиться, чтобы Господь простил их?

Действительно, молясь за другого, ты неизбежно вмешиваешься в его жизнь. Поэтому, действительно, можешь понести какую-то тяжесть, коли уж ты решил обратиться к Богу о прощении его грехов. С другой стороны, не за праведников же нам молиться. В наших молитвах нуждаются грешники.

Обе позиции разумны. Разница заключается лишь в нашем желании защититься и в степени решимости помочь другому.

Конечно, нужно думать и о защите, и о своих адекватных способностях. Выше головы не прыгнешь. То есть не нужно брать на себя много. Необходимо рассчитывать свои силы.

С другой стороны, любовь — это жертва, человеку плохо, и значит за него надо молиться. Тоже правильно. Только нужно рассчитать свои силы. А если полез в драку — сил не жалей.

Вторая позиция более подвижническая. Она уязвима лишь в том смысле — сможешь ли ты? Если тебе реально покажут мешки грехов этого человека, то сможешь ли ты понести за него молитвы?

Одному из святых — Парфению Затворнику Киевскому — было показано поле, заросшее жуткими колючками. К нему было страшно подойти, не за что взяться. И ему был голос: «Пропалывай!»
Что это? Это грехи тех, кто просит тебя молиться.

Смотрите также:  7 проверенных способов убрать катышки и не повредить одежду

Константин Корепанов, иерей: Что же мы делаем, когда мы молимся за другого человека?

Мы, как санитары или медицинские сёстры, принимаем на себя то состояние, в котором находится человек, за которого мы молимся. Мы входим в его богооставленность, в его опустошенность, в его страх и отчаяние. Это означает, что то, что испытывает он, испытываем и мы тоже.

То есть мы бросаемся спасать тонущего человека и погружаемся на глубину, рискуя погибнуть. Если мы плохо плаваем, то мы и его не сможем спасти и сами можем утонуть. Поэтому в этом деле мы должны быть подготовленными лучше, чем он.

Аналогичный процесс происходит с нами, когда мы молимся за другого. Мы входим в то состояние, которое переживается им самим. Поэтому мы должны уметь молиться.

У нас вера должна быть крепче, чем у него. Потому что, если наша вера будет такая же, как у него, то, когда мы начнём молиться за него, то впадём в отчаяние, и тогда нужно будет спасать уже нас. К примеру, если мы молимся за алкоголика, то и с нами может начать происходить нечто подобное.

Либо мы тоже начнём испытывать одержимость алкогольного опьянения, либо нам захочется, если не выпить, то непременно чем-то утешиться. Нам вдруг захочется достичь какого-то расслабленного состояния, побольше поспать, побольше поесть, отдохнуть…

Смотрите также:  Почему нельзя спать головой на север?

Но мы должны это преодолеть, мы должны продолжать молиться, мы должны продолжать нести подвиг.

Алексей Осипов, богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии:

Сила моей молитвы за другого человека полностью обусловлена состоянием моей души. Не количеством молитв или ещё чем-то, а состоянием моей души.

И чем больше я понуждаю себя к исполнению заповедей, чем больше я каюсь, то есть очищаю свою душу, тем действеннее оказываются мои молитвы.

Если же я живу по-прежнему, ни с чем в себе не борюсь, живу, как заведённые часы, то и молитвы мои за другого человека будут бесплодны.

К примеру, ради молитв за своего сына, я воздержусь от чего-либо. Постараюсь не осуждать, не празднословить, не раздражаться по пустякам, постараюсь хоть немножко жить по заповедям.

Тогда и молитва моя приобретает гораздо большую действенность. Без понуждения и без борьбы наша молитва пустая, как патрон холостой.

Помните, как ученики не могли беса изгнать, и тогда сказал им Христос: «Этот род изгоняется молитвой и постом».

То есть трудом. Потому что, когда мы молимся за другого, мы фактически изгоняем беса. Беса страстей, беса страданий.

Если вы, действительно, хотите помолиться за другого человека, пожертвуйте чем-то. Не съешьте лишний кусок, воздержитесь от просмотра фильма, откажитесь от какого-либо развлечения…Ради любви к этому человеку. Это и называется подвигом.

Смотрите также:  Почему нельзя застилать кровать сразу после пробуждения

Источник