Елена Майорова — актриса, работы которой всегда оставляли незабываемое впечатление. Её помнят по фильмам «34-й скорый», «Забытая мелодия для флейты», «Макаров», «Скорый поезд», телеспектаклю «Дядюшкин сон».
Она обладала большим талантом и была примой в театре Олега Ефремова. Имя Елена переводится с греческого как «огонь» или «факел», и актриса действительно горела на сцене, вживаясь в каждую свою роль, и пылала в любви, даря всю себя без оглядки.
Никогда себя не щадила. И по жестокой иронии судьбы жизнь талантливой артистки оборвалась в одно мгновение.
Путь в актрисы
Будущая актриса появилась на свет в далеком Южно-Сахалинске. Её родители были рабочими, а её тянуло на сцену, и она играла в театральном кружке. Однажды, побывав в Москве на экскурсии, она поклялась себе, что обязательно вернётся сюда, чтобы стать артисткой.
Окончив школу, она собрала чемодан и отправилась в столицу осуществлять свою мечту. Но ей не повезло, и ни в один театральный вуз поступить не удалось.
Чтобы задержаться в городе, она отнесла документы в ПТУ, где получила профессию изолировщицы труб. Но она не отказалась от своей мечты, и после череды неудач попала в ГИТИС, где на её талант обратил внимание Олег Табаков.
Ему импонировало, что её исполнение полно эмоций и оригинальности, а ещё то, что она проявляла большой интерес к другим талантливым абитуриентам.
Окончив вуз, Майорова один год выходила на сцену «Современника», потом стала актрисой МХАТа им. Горького, а после разделения — МХАТа им. Чехова.
Личная жизнь
Первый брак актрисы был совсем коротким. Со своим однокурсником, москвичом Владимиром Чаплыгиным она развелась из-за бытовой неустроенности и разногласий с его матерью.
В жизни Елены было много мистики, как, например, знакомство с будущим супругом — сыном генерала, художником Сергеем Шерстюком.
Однажды она сказала своей соседке по комнате в общежитии, что сейчас придёт Он. В это же мгновение в дверь постучали и на пороге появился Сергей, который якобы не туда попал.
Он полюбил её, едва увидев, о чём позже написал в своем дневнике. Они были прекрасной парой, а Елена с теплом отнеслась к его маленькому сыну от первого брака и не жалела денег на подарки (актриса не могла стать матерью, так как в детстве тяжело переболела туберкулезом).
Последние годы
Елены Майорова погибла в августе 1997 года в возрасте 39 лет. Её нашли обгоревшей у театра Моссовета, куда она каким-то образом нашла силы дойти. Её срочно отвезли в Институт Склифосовского, но спасти не удалось, слишком велико было поражение — 90%.
В больнице её никто не узнал, и только одна из медсестёр вдруг заметила: «Как на артистку похожа!». И Елена, уже теряющая сознание, услышав знакомое слово, вдруг ответила: «Да, я артистка».
За несколько лет до случившегося, актриса говорила журналистам, имея ввиду свою профессию:
Её слова оказались пророческими в буквальном смысле. Обстоятельства произошедшего так и остались загадкой. По версии следствия, Майорова загорелась, когда курила на лестнице в своём доме.
На её одежде был керосин, который она случайно пролила на себя из антикварной лампы, привезённой из Греции. Керосин трудно зажечь, но если он вспыхнет, то даёт большое пламя.
По другой версии, она это сделала намеренно (у неё и ранее случались демонстративные попытки свести счёты с жизнью).
Актриса испытывала жизненные трудности и страдала от депрессии. Она часто пила. Её подруга Татьяна Догилева хотела помочь Елене и отвезти её к врачу, у которого лечилась сама.
Но Елена и её муж были против этой идеи. Татьяна Догилева чувствовала себя виноватой, что не настояла на своём. Она думала, что тогда всё могло быть по-другому.
Она говорила, что в тот роковой день Елена выпила рюмку, что всегда приводило её в еще более упадническое настроение.
Елена Майорова играла тяжёлые и страшные роли, которые влияли на её душевное состояние.
Многие актёры считают, что если играть «чёрную» роль, то это может принести несчастье, но Елена ничего не боялась и от них не отказывалась.
Одна из таких — главная роль в спектакле «Тойбеле и её демон». А её последней ролью была роль Смерти (призрака) в фильме «Послушай, не идёт ли дождь».
На съёмках фильма «На ножах» артистка вела себя странно, пугая других. Она подходила так близко к горящему камину, что режиссёр Александр Орлов боялся, что она загорится, и ставил рядом двух людей с водой и огнетушителем.
Иногда актриса теряла контроль и устраивала истерики. Актриса позже говорила в интервью, что согласилась сыграть роковую женщину, несущую зло, чтобы люди это зло возненавидели.
Перед съёмками она даже взяла благословение у священника, который не сразу согласился его дать. Актриса так увлечённо вжилась в этот образ, что ещё долго не могла прийти в себя, и в этом ей помогало спиртное.
Еще у неё появился другой мужчина — Олег Васильков, с которым она снималась в картине «Странное время», и её очень изматывала эта ситуация.
В тот роковой день Елена соврала мужу, что ей надо озвучивать картину «На ножах» и отказалась ехать с ним на дачу. Но и на работе она не появилась, объяснив это ангиной.
Елена отправила Василькову несколько отчаянных сообщений на пейджер, в которых просила его приехать, но он их не увидел, так как находился вне зоны досягаемости.
Сергей Шерстюк очень переживал кончину жены, сам он прожил ещё всего 9 месяцев, отказавшись лечить рак желудка. Его не стало в тот же день, 23 мая, но только 1998 года. Покоятся супруги рядом.