7 мая исполнилось 60 лет актрисе Любови Германовой, известной по сериалам «Детективы Анны Малышевой», «Бывшие», «Физрук» и «Доктор Тырса».
Зрители наверняка знают и еще одну актрису с такой же фамилией – Евдокию Германову.
Многие путают их и считают близнецами, а другие уверены в том, что они совсем не похожи и удивляются, узнав о том, что актрисы – родные сестры.
Их творческие судьбы сложились одинаково успешно, а вот в остальном их пути были совершенно различны.
Общие истоки
Сестры родились в семье профессора, доктора геологических наук Алексея Германова. Для него этот брак был третьим и не стал последним: когда старшей дочери Евдокии было 3 года, а младшей Любови всего год, он ушел из семьи, оставив жене и дочерям квартиру и поселившись в комнате в коммуналке.
Мать девочки видели редко – ей приходилось работать с утра до ночи. Из-за этого Евдокии не удалось построить с ней близких отношений, позже она характеризовала их так:
«Родная кровь при отсутствии внутренней близости». С сестрой они тоже не были лучшими подругами, хотя с самого детства их судьбы развивались зеркально.
Обе сестры еще в детстве увлеклись театром. Евдокия утверждала, что решила стать актрисой еще в детском саду, когда она впервые оказалась на съемочной площадке в массовке:
«Помню, когда мне было года три, в детский сад пришли ассистенты режиссера, чтобы отобрать девочек для съемок в кино.
Нас посадили в ряд, вдоль которого двигался палец очень ответственного дяди: «Вот эта девочка, эта, и эта…».
Я очень волновалась (палец обещал что-то новое и очень интересное!) и тем не менее почему-то была уверена, что меня все равно выберут. Так и случилось».
В 16 лет Евдокия Германова снялась в фильме «В ожидании чуда», а спустя год она вместе со своей 15-летней сестрой сыграла в драме «Несовершеннолетние» – это была их первая совместная работа в кино.
В том же году они снова снялись вдвоем в фильме «Стажер», а Евдокия еще и успела появиться в дебютной полнометражной режиссерской работе Владимира Меньшова «Розыгрыш», которая принесла юной актрисе первую популярность.
Творческая конкуренция
Кинокарьера старшей сестры поначалу развивалась более стремительно и успешно: во второй половине 1970-х гг. ежегодно выходило по несколько новых фильмов с ее участием.
Однако после школы младшая сестра добилась гораздо более заметных успехов – Евдокия на протяжении 6 лет безуспешно штурмовала ГИТИС, а Любовь с первой же попытки поступила во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Еще во время учебы она сыграла роль Евдокии Лопухиной в его фильмах «В начале славных дел» и «Юность Петра», которые принесли ей первое признание и популярность.
Уже в юности стало заметно, насколько сестры разные по характеру и темпераменту: Любовь была более спокойной и рассудительной, а Евдокия – вспыльчивой, эмоциональной и даже несдержанной.
После второй неудачной попытки поступления она умудрилась переругаться со всей приемной комиссией: в сердцах заявила педагогам, что они не берут талантливых людей, придерживая места для «блатных» дочек и сыночков. Но каждый год приходила туда же – все так же безуспешно.
Она работала уборщицей, а потом машинисткой в многотиражке завода «Калибр», а в свободное время занималась в театральной студии.
В одном из этих спектаклей на нее обратил внимание сам Юрий Любимов и пригласил – даже без образования и диплома – в Театр на Таганке.
Но вскоре он уехал за границу, и Евдокия опять потерпела фиаско. И снова отправилась поступать в ГИТИС.
Позже Евдокия признавалась: «Возможно, в этом меня подхлестывал успех младшей сестры: сразу после десятого класса Люба поступила во ВГИК к Герасимову и Макаровой.
Я, конечно, радовалась за нее, но это заставляло меня мучиться вопросом: «Чем я хуже?» Поймите правильно, речь не о зависти – сестре невозможно завидовать, – а о творческой конкуренции, о кураже.
В общем, в двадцать с лишним лет, когда все нормальные люди становятся дипломированными специалистами, я стала первокурсницей. В свою мастерскую меня взял Олег Павлович Табаков.
Кстати, через несколько лет, когда Табаков доверил мне главную роль – Жанны д`Арк – в спектакле «Жаворонок».
Некоторые гитисовские педагоги не в силах были скрыть неловкость оттого, что в свое время не приняли меня в институт, и прятали глаза. Я это видела, знала, что им стыдно.
А моя первая роль была настоящей победой. Не над ними. Над собой! Лично для меня это было важно, потому что я максималистка. Как мой папа. Он не умел жить наполовину – все или ничего. Это передалось и мне».
Разные пути
В 1980-х гг. их кинокарьеры снова развивались параллельно: обе были востребованы и очень много снимались.
Правда, Любови, в основном, доставались роли второго плана, а Евдокия сыграла несколько ярких главных ролей.
Например, в фильмах «Свадебный подарок» и «Новые приключения янки при дворе короля Артура».
Кроме того, она с успехом выступала на сцене Театра Олега Табакова. В 1991 г. сестры снова снялись вместе в фильме «Кикс».
Именно после этой работы их часто в прессе ошибочно называли близнецами, хотя на самом деле у Евдокии и Любови было 2 года разницы в возрасте.
С распадом Союза и началом кризиса в кинематографе творческие пути актрис разошлись.
Евдокия продолжала сниматься даже в кризисные времена, сыграв несколько главных ролей, а Любовь получала все меньше и меньше новых предложений от режиссеров.
Она отнеслась к этим переменам спокойно и сосредоточилась на дубляже – большинство звезд зарубежных фильмов говорили ее голосом.
Актерская карьера Евдокии развивалась очень стремительно: вскоре ей предложили выступить на английской сцене.
Табаков был против ее отъезда, ведь актриса была занята в нескольких постановках, и она снова показала свой характер: вопреки решению руководителя, Германова улетела в Англию.
Заключить там долгосрочный контракт ей не удалось, а Табаков уволил ее по статье. 2 года она безуспешно пыталась устроиться в другие театры, а потом Табаков сменил гнев на милость и принял ее обратно.
Скандал с усыновлением
Семейная жизнь сестер тоже складывалась по-разному: Любовь рано обрела семейное счастье и родила сына, а Евдокии долгое время не удавалось реализоваться в качестве жены и матери.
Преодолев 40-летний рубеж, она решилась на серьезный шаг – усыновить ребенка из детдома. Актриса признавалась, что только после этого они с сестрой наконец сблизились:
«Появление Кольки в корне меня изменило. Раньше я была поглощена собственными страстями, и круг интересов замыкался на поисках того Единственного и на работе, разумеется.
Конечно, можно твердить, что театр – это жизнь, но сейчас я поняла, что жизнь простирается далеко за пределы профессии, и невозможно все время жить только работой.
Женщине нужна семья, ребенок. У моей сестры это все появилось довольно рано, и, возможно, мы долгое время смотрели на жизнь с разных позиций.
Сейчас мы действительно стали ближе, потому что у нас появились общие материнские заботы. Я поняла, что слава и успех – преходящие вещи, на которые, может, не стоит жизнь класть.
Главное, чтобы ребенок был жив и здоров, – простая житейская истина. Я счастлива, что понимание этого ко мне пришло через сына. Он совершенно мой, совершенно родной».
Казалось, Евдокия наконец обрела свое счастье и стала намного более спокойной, умиротворенной и покладистой. Но всего через 8 лет разразился громкий скандал: актриса решила отказаться от ребенка.
Сложно сказать, почему так произошло: мальчик обвинял приемную мать в жестокости и нетерпимости, она же говорила о его дурной наследственности и агрессивном, неуправляемом поведении.
По ее словам, врачи обнаружили у него развитие психического заболевания, сам же он это отрицал.
Как бы то ни было, этот поступок вызвал волну негодования в сторону актрисы, и это сказалось на ее репутации.
Сестры в наши дни
В новом столетии сестры одинаково много снимались в фильмах и сериалах. При этом Евдокия продолжала выступать на сцене театра, а также нашла себя в преподавательской деятельности, а Любовь все так же параллельно занималась дубляжом, в котором ее называют признанным мастером, «королевой дубляжа».
С годами они стали еще больше похожими внешне, но те, кто близко с ними знаком, говорят, что по характеру сестры – небо и земля.
Любовь все так же интеллигента и миролюбива, она счастлива в браке, но свою личную жизнь тщательно скрывает от общественности, и ее имя ни разу не было замешано ни в одном скандале.
А эксцентричная Евдокия все так же готова бросаться в бой и отстаивать свою правоту. Сегодня она признается:
«Я почти уверена, что если б у меня была благополучная семья, то ничего бы из меня не получилось. А так, живу как Феникс: сгорела и возродилась, еще раз – дотла и опять возродилась. Это все опять папин характер».