Одна христианка до сих пор с улыбкой вспоминает забавный случай из своего детства: «…Мне очень хорошо запомнилась моя первая исповедь.
Было мне тогда, наверное, лет семь. Я подошла к батюшке, а он, со строгостью и серьёзностью, спрашивает меня:
— Ну, что натворила? Рассказывай.
Незадолго перед этим моя подруга рассказала мне, как она исповедовалась и как это нужно делать, вот только все её советы вылетели у меня из головы. И я сказала батюшке первое, о чём вспомнила:
— Смотрела телевизор…
Батюшка не удержался от улыбки и снова спросил:
— Передача хоть интересная была?
— Да, очень! – выпалила я.
Рассмеявшись, батюшка сказал:
— Бог простит!
После этого он рассказал мне о том, что такое «грех» и объяснил, зачем нужно исповедоваться, а в конце задал вопрос:
— Ты читала что-нибудь перед тем, как причаститься?
Я, не задумываясь, тут же ответила:
— Да! «Маугли»!
Мой ответ заставил батюшку прыснуть от смеха». Однако многие верующие люди уверены, что «где смех – там и грех». Но так ли это на самом деле?
Вера в Господа не подразумевает под собой утрату чувства юмора и становление угрюмой ханжой.
Ежедневно мы испытываем стресс и сталкиваемся с психологическим утомлением, и справляться с этим нам помогают не только молитвы и посты.
Именно юмор помогает нам посмотреть на ту или иную чужую проблему с живой участливостью, а на самих себя – с иронией. А самоирония, в свою очередь, учит нас не зазнаваться и смотреть на жизнь проще.
Каждый человек наделён чувствами и эмоциями – от этого нам никуда не деться. Но веселиться можно по-разному.
К примеру, мы можем смотреть юмористические программы и проводить время, листая ленту социальных сетей.
Таким образом мы получаем «таблетку веселья» искусственным, синтетическим способом. Подобный юмор быстро забывается, но помогает нам отвлечься.
Такой эффект краткосрочен, но опасен – он может сделать человека зависимым от той или иной соцсети или программы.
Сами по себе смех и юмор не несут в себе ничего дурного, однако в определённых обстоятельствах они могут послужить началом к формированию эмоциональной зависимости.
Не прибегайте к подобным развлечениям – существует множество альтернативных способов отдохнуть душой и поднять себе настроение, например – молитвы.
Но что говорят о веселье и юморе Библейские тексты? Разве Библия не запрещает смех? Ведь Сам Спаситель говорил:
«…Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо после восплачете и возрыдаете».
Приведённая выше фраза содержалась в Нагорной проповеди и была сказана в адрес людей богатых, живущих разгульно и пресыщенных развлечениями, но не осуждала смех как таковой.
Однако и Сам Господь, и многие Святые Отцы рекомендуют, веселясь, знать меру. В то же время важно помнить, что самоконтроль – это не запрет на улыбки и шутки.
Радость является отражением состояния нашей души, и не всегда она сопровождается внешней весёлостью. Безусловно, не всегда юмор и смех уместны для «разрядки».
Наши шутки иногда могут оскорблять или унижать, быть кощунственными или злыми. Подобное веселье никак нельзя назвать добродетельным и полезным для души.
Смех, юмор и шутки не несут в себе ничего плохого, пока они созидательные, добрые, утешающие. Порой уместная шутка может разрядить напряжение или предотвратить назревающий конфликт. По мнению Преподобного Серафима Саровского, веселье нередко бывает полезно:
«…Не существует худшего греха, нежели чем грех уныния. А быть весёлым – не значит грешить: весёлость снимает усталость, от которой мы и унываем.
Разве можно считать грехом ласковые, приветливые, весёлые слова, отгоняющие уныние и утешающие дух?».
Протоиерей Георгий Гуляев на тему смеха и шуток высказывается так: «…Веселье и смех – это наши человеческие проявления. Животные смеяться не способны, так как они не обладают людскими эмоциями и чувствами.
Смех – это дар Господа, однако некоторые из нас разрушают и самих себя, и окружающих смехом злым и насмешливым. Добрый смех не только поднимает нам настроение – он сближает, связывает нас.
Важно помнить, что весёлое слово может как излечить, так и покалечить – насмешливый, обидный юмор может довести человека до уныния, сделать его озлобленным.
Потому-то люди, ведущие духовную жизнь, старательно контролируют свою природную весёлость.
И даже некоторые фразы Спасителя можно назвать ироничными – он шутит тонко и остроумно, и юмор его целителен для людей.
Вспомним даже о ситуации, когда Его спрашивают о надобности уплаты налогов. На этот вопрос Иисус отвечает так: «Кесарю – кесарево, а Богу – Божье».
Спаситель умеет поставить человека на место так, чтобы не обидеть его, но с юмором и тонкостью. Вспомним также слова Преподобного Иоанна Дамаскина:
«…Если бы смысл поста заключался в том, чтобы не употреблять в пищу мясного, то Святыми, в таком случае, были бы коровы». Я нахожу это высказывание очень забавным – оно тонкое и меткое.
Подобная шутка – отличный пример христианского юмора, направленного на помощь людям в борьбе с грехом».
Иерей Алексий Таах добавляет: «…Православный юмор – юмор очень и очень специфичный. Шутя по-христиански, необходимо избегать осмеяния и богохульства, а также упоминаний о политике.
При этом шутка должна быть смешной. Безусловно, юмор в Православии необходим. Это вообще крайне полезная вещь, вне зависимости от религии и вероисповедания.
Однако многим людям боязно и улыбнуться лишний раз – им кажется, что это грешно. Они страшатся весёлости и смеха как проявлений, способных столкнуть их с праведного, богоугодного пути.
Таким людям я хотел бы напомнить о словах, сказанных Спасителем: «…Не бойся, малое стадо! Ибо Отец Небесный благоволил даровать вам Царствие». Путей ко Спасению – великое множество, и все они разные.
Некоторые Святые стали таковым посредством покаянного плача, некоторые (как, например, Серафим Саровский) добились этого своей любовью, радостью, улыбками и душевной теплотой, а некоторые – творили добро, за что Господь их и возвеличил.
Способов угодить Небесному Отцу очень много, каждый отыщет свой. Самое главное – не осуждать окружающих за то, что они грешат не так, как ты».