Налог на мочу: откуда пошло выражение «Деньги не пахнут»⁣. Отец всегда так говорил, но не объяснял!

Как известно, деньги не пахнут. Латынь через столетия донесла до нас эту истину, а вот о том, как же появилось крылатое выражение, мало кто помнит.

Римский император Веспасиан ввел налог на общественные уборные, и в ответ на упреки сына гордо заявил: «Pecunia non olet».

Интересно, что римляне посещали отхожие места не только чтобы справить нужду, урину собирали в большие глиняные горшки и использовали как средство для стирки одежды, чистки зубов и дубления кожи!⁣⁣

В эпоху античности считалось вполне нормальным использовать урину для гигиены полоти рта. Богатая минералами, фосфором и калием жидкость предотвращала кариес не хуже современных паст.

Поразительно, но традиция использования мочи в составе жидкостей для полоскания рта сохранялась до 1700 года!

Кроме того, при взаимодействии с воздухом из мочи высвобождается аммиак, активно используемый сегодня при производстве бытовой химии.

Древние римляне использовали это свойство для отбеливания шерсти и льна, дубления кожи.⁣

Сбор урины производился как среди бедняков, так и среди представителей высшего сословия.

Покупатель мочи вынужден был заплатить особый налог, чтобы после использовать урину для производства чистящих веществ.

Впервые подати на мочу взимал император Нерон в 1 веке, после традицию возродил Веспасиан, при правлении которого в 74 году н.э. появились общественные туалеты, а с ними — и обязательные платежи.⁣

Веспасиан прославился как жестокий правитель, даже его сын, Тит, осуждал введение налога.

Смотрите также:  Остросюжетная история о том, как бесконечная консервация родителей мужа захватила мой дом

Справедливости ради, стоит признать, что абсолютно бесполезной затеей это не было, вскоре римская казна начала наполняться серебром, а часть «туалетной» прибыли даже пошла на строительство Колизея.⁣⁣

Интересно, что для многих платных туалетов в некоторых уголках франкоязычного мира прижилось название «vespaciens».

Сегодня мало кого удивишь платой за посещение уборных, а для казны Древнего Рима такой «нечистоплотный» доход оказался настоящим спасением.

Источник