13 июня исполнилось 63 года знаменитому актеру театра и кино, народному артисту России Сергею Маковецкому.
На его счету – уже больше 90 работ, звание лучшего драматического актера Европы и одного из самых востребованных и успешных российских актеров.
Сегодня он охотно дает интервью и рассказывает о своих ролях, а вот о прошлом актер вспоминать очень не любит.
Какие болезненные воспоминания не позволяют ему говорить о своем детстве и юности, и почему признание пришло к нему только после 30 лет – далее в обзоре.
Главный человек в жизни
Сергей родился и вырос в Киеве. Главным человеком в его жизни была мама – Анна Григорьевна Маковецкая, которая работала на заводе искусственных кож.
А вот напротив графы «отец» в его метрике стоял прочерк. Только спустя годы Сергей узнал, что его отца звали Василий Ткач, и что он бросил его мать прямо в загсе.
На тот момент она уже ждала ребенка, они пришли расписываться, мужчина попросил его подождать, а сам в это время забрал заявление.
После этого они вернулись к гостям и весь вечер изображали счастливых новобрачных, и только позже все узнали, что брак пара так и не зарегистрировала.
Сразу после этого они расстались, и Сергей никогда не видел своего отца. Он старался не расспрашивать мать о нем, чтобы не причинять ей боль.
По вполне понятным причинам сын носил фамилию матери, а от отца ему досталось только отчество.
Когда 20 лет назад мать ушла из жизни, это стало для актера самым большим потрясением, с ее уходом он не может смириться до сих пор.
Однажды он решил выяснить, жив ли его отец, разыскал своих сводных брата и сестру, которые живут в Киеве. Оказалось, что отца уже нет среди живых.
10 лет на вторых ролях
В юности Сергей не задумывался об актерской профессии – он активно занимался спортом, увлекался водным поло, катался на коньках, а в своем первом школьном спектакле сыграл из-под палки – учительница английского языка буквально заставила его принять участие в постановке.
Он навсегда запомнил свои ощущения от первого выхода на сцену – страх перед публикой и одновременно упоение и восторг от игры.
Процесс подготовки так его захватил, а выступление было настолько успешным, что после этого Маковецкий решил стать актером.
После школы Сергей подал документы в Киевский театральный институт им. И. Карпенко-Карого, но не прошел по конкурсу, и целый год работал монтировщиком декораций в Театре им. Леси Украинки.
А после этого отправился в Москву и с первой попытки стал студентом Щукинского училища. В 1980 г., сразу после получения диплома, Маковецкий стал актером Театра им. Е. Вахтангова.
Через год Маковецкий дебютировал в кино. Свою первую главную роль он сыграл еще в 1983 г. в фильме «Экипаж машины боевой», снятом на Одесской киностудии, но его первые работы не принесли ему широкой известности.
На протяжении 10 лет и в театре, и в кино актеру доставались преимущественно роли второго плана и эпизоды.
О том периоде он вспоминал: «Я приходил к «Мосфильму», мы стояли, голодными глазами смотрели.
Выходила ассистентка: «Ты, ты, вот ты и ты зайдите, все остальные свободны». И я всё время был среди тех, кто свободен».
Признание в театре пришло к нему в конце 1980-х гг. после спектакля «Зойкина квартира», за который он получил премию фестиваля «Московская театральная весна», а в кино – в начале 1990-х гг. после ролей в фильмах «Патриотическая комедия» и «Макаров».
Режиссер этих картин Владимир Хотиненко стал крестным отцом Маковецкого в кино и позже снял его в других своих фильмах («Прибытие поезда», «72 метра», «Гибель Империи», «Поп», «Бесы»).
Уже в середине 1990-х гг. об актере узнали не только на родине, но и за рубежом – в 1994 г. Сергея Маковецкого признали лучшим драматическим актером Европы.
Знаковая роль
Одной из безусловных творческих удач Маковецкого стала роль отошедшего от дел щипача Фимы в сериале «Ликвидация». На съемочной площадке Маковецкий оказался случайно.
Дело в том, что в этом образе зрители должны были увидеть Андрея Краско – он был утвержден и уже приступил к съемкам, но во время работы над фильмом его жизнь оборвалась из-за сердечного приступа.
Маковецкий вспоминал: «Я принял предложение сниматься сразу же, без колебаний. Помню, в тот день включил телевизор и услышал страшную весть о гибели Андрюши.
А буквально через мгновение раздался телефонный звонок Сергея Урсуляка, который предложил мне войти в проект «Ликвидация». Я сразу же согласился».
Ему было очень трудно, ведь Краско идеально подходил для этой роли, а Маковецкому пришлось начинать все заново и выстраивать свой, не похожий на первоначальный, образ.
Больше всего режиссер опасался того, что актеры, изображавшие коренных одесситов, превратят образы в пародию, нарочито утрируя характерный одесский говор.
Чтобы этого не случилось, Маковецкий каждый день звонил своей жене, которая была родом из Одессы, и консультировался, как правильно произносить ту или иную фразу. А еще много гулял по Одессе и прислушивался к разговорам случайных прохожих.
Режиссер Сергей Урсуляк остался в восторге от сотрудничества с актером и позже, сняв его в своих сериалах «Исаев», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон», «Ненастье», о нем говорил: «Рад бы, как говорится, не снимать Маковецкого, но поскольку лучше никого нет, приходится снимать его».
Сложные отношения с прошлым
Однажды актер прервал интервью и ушел из студии из-за того, что журналист настойчиво расспрашивал его о прошлом. Позже свой поступок Маковецкий объяснил так:
«Я ему сказал: «Простите, пожалуйста, вам больше нечего спросить? Вы не можете спросить о сегодняшнем дне? Вы не можете спросить о том, чем я сейчас занимаюсь?
Вы меня все время обращаете в прошлое, о чем я также не люблю вспоминать. Не потому, что оно плохое, оно – гениальное прошлое.
Но я думаю, когда вы вспоминаете о прошлом, оно как-то не двигает человека вперед.
Я помню его, и мне этого достаточно… Я хорошо помню прошлое… Оно во мне. Иногда во время спектакля нет-нет, да мелькнет воспоминание о былом. И это так помогает на сцене!».
Сергей Маковецкий не любит предаваться тем воспоминаниям, которые наводят на него тоску и погружают в состояние хандры, и потому прилагает все усилия для того, чтобы избежать таких настроений.
Актер объясняет: «Я себя в таком некомфортном состоянии не люблю. Поэтому делаю все, чтобы его не было.
Это не значит, что я всему радуюсь. Но надо уметь держать лицо, чтобы никто не спрашивал: «Что случилось?».