В недавней публикации нашего канала мы рассмотрели вопрос о национальности Владимира Высоцкого — и эта статья вызвала большой читательский интерес и отклик.
Сегодня же мы коснёмся другой важной темы — о том, как известный и любимый многими бард ушёл из жизни.
Владимир Высоцкий ушёл на пике, на взлёте, в расцвете сил. Ему было всего 42 с половиной года. Мы говорим о расцвете сил, но сил этих у Владимира Семёновича в последние годы было мало: у него были реанимации, клинические смерти.
Несомненно, все знают, почему: актёр пил, подсел на морфий, который частично помогал справиться с алкогольной зависимостью и держаться в форме, разрушал себя мучительными переживаниями из-за творческих неудач и запретов.
Высоцкий и сам чувствовал, он не мог этого не ощущать, близкое дыхание смерти, поэтому даже просил режиссёра Станислава Говорухина не брать его в картину «Место встречи изменить нельзя». Аргументы Владимира Семёновича были такими:
«Мне осталось жить совсем мало, не отнимай у меня целый год жизни!». Однако его участие в фильме всё же состоялось — и образ Жеглова, созданный Высоцким, стал, с позволения сказать, ещё одним артефактом, увековечившим Владимира Семёновича в нашей памяти и истории кинематографа как великого творца.
(Вместе с тем, справедливости ради, стоит отметить, что есть и альтернативная версия, которая говорит, что Высоцкий снимался в «Месте встречи…» по собственной инициативе.
Так, в одном интервью братья Вайнеры, по роману которых «Эра милосердия» снят этот фильм, рассказывали: «К нам пришел Высоцкий, будучи нашим другом, и попросил взять его на роль Жеглова. А потом он привел Говорухина, и мы согласились с его кандидатурой постановщика»).
В открытых источниках можно почерпнуть такие сведения о последних днях Высоцкого
23 июля в доме Высоцкого состоялся своеобразный медицинский консилиум с участием врача-реаниматолога Анатолия Федотова, почти постоянно находившегося рядом с поэтом в последние месяцы
И докторов Института Склифосовского Леонида Сульповара и Станислава Щербакова, хорошо знавших о проблемах с его здоровьем (Сульповар ещё в апреле проводил Высоцкому гемосорбцию — очистку крови).
Было решено, что с 25 июля Владимир Семёнович продолжит лечение в больнице. Утром 24 июля на Малую Грузинскую приехала Нина Максимовна Высоцкая и провела с сыном почти весь день.
Молодая возлюбленная Владимира Семёновича — студентка Московского текстильного института Оксана Афанасьева утром купила на рынке свежие ягоды и накормила Высоцкого клубникой со сливками.
В тот день поэта навещал золотопромышленник и друг барда Вадим Туманов. Приезжали специалисты из Центра управления полётами, что в подмосковном Королёве (тогда — Калининград), рассчитывавшие увезти Владимира Семёновича на сеанс космической связи.
К ним на улицу вышел Всеволод Абдулов, сказав: «Володя плохо себя чувствует, он сегодня не сможет».
На момент смерти в квартире находились Оксана Афанасьева и Анатолий Федотов. Сердце Высоцкого остановилось, по словам Федотова, 25 июля между тремя часами ночи и половиной пятого утра.
Причиной смерти Федотов назвал инфаркт миокарда во сне; Сульповар и Щербаков считали, что поэт скончался от асфиксии, вызванной «чрезмерным применением седативных средств».
По воле родственников вскрытие не проводилось, что, согласитесь, достаточно вопиющий факт, учитывая хотя бы только возраст усопшего. Во врачебном свидетельстве причиной смерти была указана острая сердечно-сосудистая недостаточность.
Однако есть альтернативная и, в общем, заслуживающая внимания версия о том, что же привело к гибели Владимира Семёновича.
Ею поделился Павел Павлович Николаев — сотрудник милиции, который в 1980-м в чине капитана служил старшим участковым на Малой Грузинской, где в доме 28, на восьмом этаже, находилась квартира номер 30, в которой жил популярный актёр и бард и где он, собственно, почил.
По долгу службы Павлу Николаеву тогда выпало выяснять обстоятельства гибели Высоцкого
Для этого почти через месяц после кончины Владимира Семёновича участковому были переданы рапорт инспектора уголовного розыска из 88-го отделения милиции и протокол осмотра тела Высоцкого. Николаев обратил внимание на то, что в рапорте были упомянуты следы на запястьях и ногах покойного.
Молодежь из общежития консерватории, которое находилось как раз таки напротив дома Высоцкого, рассказали участковому, что в последнюю ночь Владимир Семёныч находился в квартире не один. С ним было несколько человек, в том числе женщины, всё выпивали.
А ЛЕГЕНДАРНЫЙ АКТЁР, КОГДА ВЫПИВАЛ, БЫЛ, МЯГКО ГОВОРЯ, ОЧЕНЬ ПРИСТАВУЧИМ, — РАССКАЗЫВАЕТ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВ. — ИСТОРИЯ РАЗВИВАЛАСЬ ТАК: ГДЕ-ТО В ПРОМЕЖУТКЕ С 23 ЧАСОВ ДО НАЧАЛА ПЕРВОГО НОЧИ
ЭТИ «ДРУЗЬЯ», РЕШИВ, ВИДИМО, ОСТУДИТЬ ПЫЛ ВЫСОЦКОГО, СВЯЗАЛИ ЕГО ПО РУКАМ И НОГАМ И ПОЛОЖИЛИ НА ЛОДЖИЮ. ОБ ЭТОМ Я УЗНАЛ ОТ АКТЕРА ЯНКЛОВИЧА И ВРАЧА-АНЕСТЕЗИОЛОГА ФЕДОТОВА,
ОПРОС КОТОРЫХ ПРОВОДИЛ. ОНИ САМИ ВСЁ ЭТО НАПИСАЛИ, ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛИ СВОИ ПОКАЗАНИЯ. ИСПУГАЛИСЬ ЖУТКО. ПОЧУВСТВОВАЛИ, ЧТО ИМ ГРОЗИТ РАССЛЕДОВАНИЕ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ.
Продолжившая выпивать и беседовать компания вспомнила о человеке на балконе только около четырёх часов утра. Друзья вышли туда, но Высоцкий уже был холодным.
Тогда его перенесли в комнату, развязали, вызвали мать и до шести утра вели переговоры. После этого начали звонить в милицию, «скорую» и т.д.
Расспрашивая друзей барда, участковый выяснил, что тело Высоцкого уже после смерти трогали, переносили. Правда, признаваться в этом особым желанием они не горели: рассказывая о событиях той ночи, неоднократно ошибались, проговаривались, юлили.
Когда Николаев побеседовал со всеми, стало понятно, что у Высоцкого были слабые сосуды и связывать его надолго ни в коем случае было нельзя — только минут на 10-15, не больше.
МЕЖДУ ПРОЧИМ, «ДРУЗЬЯ» ЭТИ ОЧЕНЬ ХОРОШО БЫЛИ ОСВЕДОМЛЕНЫ О СЛАБЫХ СОСУДАХ ВЛАДИМИРА. И ЧТО КОНТРОЛИРОВАТЬ ЕГО НУЖНО БУКВАЛЬНО КАЖДУЮ МИНУТУ. НО, ПО ИХ СЛОВАМ, «НЕ ДОГАДЫВАЛИСЬ», ЧТО ВСЁ МОЖЕТ ТАК ПЕЧАЛЬНО КОНЧИТЬСЯ.
ХОТЯ ФЕДОТОВ — ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВРАЧ. В МАТЕРИАЛАХ ДОЗНАНИЯ НЕ АКЦЕНТИРОВАЛОСЬ ВНИМАНИЕ, ЧЕМ ИМЕННО СВЯЗЫВАЛИ ВЫСОЦКОГО. ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА НУЖЕН БЫЛ САМ ФАКТ СВЯЗЫВАНИЯ, — ГОВОРИЛ БЫВШИЙ УЧАСТКОВЫЙ.
Выяснив подробности последней ночи Высоцкого, Николаев написал рапорт на возбуждение уголовного дела по факту убийства по неосторожности в отношении Валерия Янкловича и Анатолия Федотова.
Однако начальство убедило участкового отказаться от возбуждения дела. ПОЧЕМУ ДЕЛО ПРИКРЫЛИ? СКОРЕЕ ВСЕГО, КТО-ТО НАВЕРХУ ДАЛ КОМАНДУ. ЕСТЕСТВЕННО, ПО СОГЛАСОВАНИЮ С СЕМЬЁЙ ВЫСОЦКОГО, — РАССУЖДАЕТ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВ.
К слову, в некоторых источниках можно встретить информацию о том, что Высоцкий не был связан по рукам и ногам, а закатан в ковёр и также вынесен на балкон, где задохнулся.
Однако эта версия выглядит не такой правдоподобной, если верить Николаеву и его рассказу о следах связывания на конечностях Высоцкого (при закатывании в ковёр эти следы бы не появились — разве что Владимира Семёныча вначале связали по рукам и ногам, а потом уже «для надёжности» ещё и завернули в ковёр, что попахивает абсурдом).
История со связыванием также упомянута и в воспоминаниях актёра Станислава Садальского, который сыграл в фильме «Место встречи изменить нельзя» знаменитого шепелявого вора-карманника Кирпича:
СПУСТЯ МНОГО ЛЕТ В НЬЮ-ЙОРКЕ Я ВСТРЕТИЛ НАДЮ ПОПОВУ, …, УЕХАВШУЮ НАВСЕГДА В АМЕРИКУ. НАДЯ РАССКАЗАЛА, ЧТО В ТОТ ЗЛОПОЛУЧНЫЙ ИЮЛЬСКИЙ ВЕЧЕР ДРУЗЬЯ СИДЕЛИ У ВЫСОЦКОГО НА КУХНЕ И ПИЛИ.
А ЧТОБЫ ВЫСОЦКИЙ НЕ ПОЗВОЛИЛ СЕБЕ ЛИШНЕГО, ЕГО СВЯЗАЛИ. КОГДА ПОСЛЕ ВЕЧЕРИНКИ ОНИ ВОШЛИ В КОМНАТУ, ВЛАДИМИР БЫЛ УЖЕ ХОЛОДНЫЙ.
Надежда Попова, на которую ссылается Садальский, была актрисой и режиссёром на Одесской киностудии. Так, она работала вторым режиссёром на съёмках «Место встречи изменить нельзя»
А также сыграла маму Володи Патрикеева (актёр Дмитрий Харатьян) в телефильме «Зелёный фургон», который изначально в качестве режиссёра-постановщика должен был снимать Высоцкий.
Валерий Перевозчиков в своей книге «Правда смертного часа» выдвигает ещё одну версию: бард банально задохнулся (язык запал в гортань), когда был введён в коматозное состояние своим врачом Федотовым, который пытался вывести Высоцкого из «ломки».
И напоследок — версия с участием КГБ. Высоцкий якобы как минимум на полгода хотел уехать в США, желая реализовать определённые творческие планы и вылечиться от своих зависимостей.
Комитет госбезопасности, в свою очередь, опасался, что бард не вернётся, встав на сторону западников и нанеся таким образом удар по престижу советской родины. По этой причине Высоцкого дескать было решено убрать, что поручили сделать врачу Федотову.
Оксана Афанасьева вспоминала, что в ту роковую ночь доктор дал Владимиру Семёновичу какой-то препарат:
ПО-ВИДИМОМУ, ОН ЧТО-ТО ТАКОЕ УСПОКОИТЕЛЬНОЕ КОЛОЛ… ИЛИ ДАЛ ВЫПИТЬ? Я НЕ ЗНАЮ, НО ВОЛОДЯ ВСЕ ВРЕМЯ СТОНАЛ… ВСЕ ВРЕМЯ КАКИЕ-ТО ЗВУКИ. А ТУТ ОЧЕНЬ БЫСТРО ПРЕКРАТИЛИСЬ ВСЯКИЕ ЗВУКИ…
Как видим, версий несколько — и каждый может выбрать для себя ту, которая кажется ему наиболее достоверной, или остаться при каком-то своём, ранее составленном мнении о причинах ухода из жизни Владимира Высоцкого.