Георгий Бурков, сколько себя помнил, всегда мечтал стать артистом. И если оценивать его внутренние качества: чувство юмора, талант перевоплощения, раскрепощённость перед зрителями, то здесь никаких проблем не было – все эти качества, необходимые для любого актёра, у него были в избытке.
А вот фотогеничная внешность подкачала, да и дикция была далека от идеала. Жора с детства имел дефект речи, который так и остался у него на всю жизнь.
После школы Бурков два года пытался поступить в театральное училище, и каждый раз не проходил даже первый тур, когда читал басни или стихи — его обрывали на середине и отказывали.
На третий год Георгий поступил в Пермский университет на юридический факультет, но мечту о сцене не оставил. После занятий в университете он каждый день спешил в театральную студию при местном драмтеатре, где допоздна занимался актёрским мастерством.
В итоге упорного и талантливого юношу заметили и приняли в труппу Пермского драматического театра. Он успешно играл в спектаклях, но главных ролей ему не давали. А ему очень хотелось.
Через несколько лет случилось неординарное событие. В их город приехал на гастроли московский театр имени Станиславского.
Москвичи выступали на сцене местного драмтеатра, и им временно выделили гримерные комнаты и кабинет для администрации.
И вот однажды в этот кабинет к главному режиссёру из Москвы, постучавшись, вошёл Бурков и прямо с порога предложил свои услуги. Мол, могу сыграть в любом амплуа, только возьмите в свой театр!
Главреж театра Борис Александрович Львов-Анохин вначале был немного шокирован, но, поговорив с Георгием, всё же взял его в свою труппу. Бурков позже вспоминал этот поворотный момент в своей судьбе.
В тот день он ничего не боялся и не волновался, так как это была попытка, при которой он ничего не терял. А режиссёра подкупила именно его свобода общения и раскрепощенность.
Львов-Анохин почувствовал большой актёрский потенциал в этом невзрачном, на первый взгляд, человеке. Вот таким необычным путём 32-летний Георгий Бурков попал в один из лучших столичных театров.
Правда, первый театральный сезон в Москве был омрачен чрезвычайным происшествием. Однажды непьющий по жизни Бурков напился с приехавшим в столицу земляком и чуть не сорвал премьеру спектакля.
В тот раз срочно вызвали дублёра, и всё обошлось. Директор театра принял решение уволить актёра, но вступился главреж, и его оставили с испытательным сроком до первого нарушения трудовой дисциплины.
А уже через пять лет за Георгия Буркова между столичными театрами развернулась настоящая битва. Его одновременно пригласили во МХАТ, в Театр имени Пушкина и в «Современник». Бурков выбрал Олега Ефремова и его звёздную труппу.
Позже с годами он поработал в каждом из этих театров, но свою настоящую славу и популярность приобрел в кино.
Интересно то, что в театре он не считался комедийным актёром, но однажды он сыграл в комедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи», где впервые проявил себя как талантливый комик.
И это сразу заметил Рязанов. Позже он стал одним из любимых актёров знаменитого режиссера и свои лучшие роли Бурков сыграл именно в его фильмах.
Правда, стремление сыграть в очередной комедии Рязанова стало для актёра роковым. В 1990 году Георгий Иванович был утвержден на одну и главных ролей в фильме «Небеса обетованные».
Но за пару недель до начала съёмок по нелепой случайности сломал ногу. Так как его роль не могла быть сыгранна в гипсе, актёра охватило отчаяние.
Кто-то из знакомых предложил ускорить восстановление, но для этого надо было провести хирургическую операцию. Мол, спортсмены так делают, чтобы побыстрее вернуться в форму.
Георгий Иванович всегда очень настороженно относился к любым медицинским процедурам, а хирургических операций вообще боялся как огня! Но желание сыграть в этом фильме было еще сильнее, и он согласился.
Его страхи были не напрасными. Случился очень редкий случай, но который может произойти почти с любым. Через два дня после успешной операции Георгий Бурков внезапно скончался от тромбоэмболии.
Позже врачи допустили возможность того, что спровоцировать это опасное заболевание могли препараты, которые Бурков принимал для подготовки к операции. Георгию Ивановичу было 57 лет.
Уже после похорон вдова актёра разрешила опубликовать часть записей из его дневника, который он вёл с юношеских лет.
Эти записи заслуживают отдельной статьи, и мы обязательно её позже подготовим, а сейчас лишь заметка, которую Бурков сделал 31 мая 1970 года в день своего рождения. За неделю до этого он был принят в труппу «Современника»:
«МНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 37 ЛЕТ… Я ГОТОВ К ЧЕМУ-ТО ГОРАЗДО БОЛЬШЕМУ, НЕЖЕЛИ ДЕЛАЛ ДО СИХ ПОР… НАСТАЛО ВРЕМЯ СВЕРШЕНИЙ. ВРЕМЯ СЛАДОСТРАСТНОЕ И ОПАСНОЕ.
Я ГОТОВ ИГРАТЬ ГАМЛЕТА, ТИМОНА, РИЧАРДА, ВАН ГОГА, ДОН КИХОТА, ФАУСТА, МЕФИСТОФЕЛЯ, КАИНА, МАСТЕРА, ЛОРЕНЦАЧЧО, ФЕДЮ ПРОТАСОВА, ГОДУНОВА, ЦАРЯ ФЕДОРА И ПР. ПР. Я ГОТОВ И ОТВЕЧАЮ ЗА ГЕНИАЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ!»