Имя ее старшей сестры известно миллионам зрителей, а вот ее саму всю жизнь представляют только как родственницу знаменитой «кавказской пленницы» Натальи Варлей.
А ведь она и сама в молодости мечтала стать актрисой и в 16 лет впервые оказалась на съемочной площадке. Правда, ее кинопуть был очень недолгим – еще до 20 лет она сыграла в кино три ярких роли, а после этого больше никогда не появлялась на экранах.
Что заставило Ирину Варлей сменить профессию, какое отношение к этому имела ее сестра, и как сложилась ее судьба после этого – далее в обзоре.
Сестры Варлей родились в семье морского офицера, капитана дальнего плавания Владимира Варлей. Своей необычной фамилией они были обязаны его предкам-валлийцам, которые в XIX в. приехали из Уэльса в Россию, женились на местных девушках и обрусели.
А у матери, внучки горного инженера Евгения Барбота де Марни Ариадны Сенявиной, были французские корни. Возможно, благодаря такому смешению кровей и старшая Наталья, и младшая Ирина были яркими красавицами.
Младшая сестра спортсменки, комсомолки и просто красавицы
Наталья была на 6 лет старше своей сестры. В 15 лет она дебютировала в кино в короткометражном фильме «Новогодний праздник отца и маленькой дочери»
Но поначалу об актерской профессии всерьез не задумывалась – она с детства занималась в цирковой студии, окончила отделение акробатики Государственного училища циркового и эстрадного искусства, 2 года выходила на арену в качестве эквилибристки.
Коллега Натальи, знаменитый клоун Леонид Енгибаров, был знаком с режиссером Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем, и когда тот искал актрису для эпизодической роли в своем фильме «Формула радуги», Енгибаров порекомендовал ему обратить внимание на Варлей.
Съемки фильма походили на Одесской киностудии, и там Наталью заметила ассистентка режиссера Леонида Гайдая и пригласила ее на пробы на главную роль в фильм «Кавказская пленница».
Когда к Наталье Варлей пришла всесоюзная слава, ей было всего 19 лет, а ее сестре – 13. В первый же год кинопроката «Кавказскую пленницу» посмотрели 76,5 млн зрителей,
Наталья стала всенародной любимицей, поклонники заваливали цветами их подъезд. Конечно, успех старшей сестры вдохновил Ирину, и она тоже захотела попробовать свои силы в качестве актрисы.
Творческой ревности и профессиональной конкуренции межу сестрами никогда не было. Ирина занималась в драмкружке и по совету Натальи в 16 лет отправилась на пробы в фильм Виктора Титова «Вальс». Удача ей улыбнулась, и ее утвердили на главную роль! Узнав эту новость, старшая сестра радовалась не меньше, чем она сама.
Короткий кинопуть Ирины Варлей
Ни у Натальи, ни у Ирины на тот момент не было профессионального актерского образования. Но старшая сестра позже окончила Щукинское училище, а младшая осваивала азы профессии на практике, прямо на съемочной площадке.
И там ей было у кого поучиться актерскому мастерству – в ее дебютном фильме ее партнерами стали Алиса Фрейндлих, Екатерина Васильева и Игорь Ясулович.
Фильм «Вальс» о жителях коммунальной квартиры в блокадном Ленинграде стал дебютным не только для Ирины Варлей, но и для самого режиссера.
И хотя эта картина не стала кинохитом и не завоевала любовь миллионов, на юную красавицу-актрису обратили внимание и зрители, и критики, которые по достоинству оценили ее актерский потенциал.
Карьера Натальи Варлей тем временем пошла на взлет. Новый всплеск популярности произошел в конце 1960-х – начале 1970-х гг., когда актриса снялась в фильмах «Вий», «Бег» и «Семь невест ефрейтора Збруева».
Режиссер Абрам Роом предложил ей роль в своем фильме «Преждевременный человек» по неоконченной пьесе Максима Горького «Яков Богомолов», но актриса была вынуждена ответить ему отказом – к тому моменту она вышла замуж за сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой Владимира и ждала от него ребенка.
Наталья предложила режиссеру пригласить вместо нее младшую сестру, и так Ирина получила свою вторую роль в кино.
Ей досталась роль второго плана, но она снова оказалась на съемках в великолепной компании настоящих профессионалов: ее партнерами стали Анастасия Вертинская, Игорь Кваша, Нина Шацкая и Александр Калягин.
В 19 лет Ирина Варлей сыграла свою третью и последнюю роль в кино – это была главная героиня фильма об учащихся ПТУ «Юлька».
И хотя этот фильм тоже не пользовался большим успехом у зрителей, критики оценивали актерский талант Ирины очень высоко и даже высказывали предположение о том, что у нее есть все шансы превзойти свою знаменитую сестру.
Немногим начинающим актрисам без профильного образования удавалось сразу получать главные роли, а она всего за три года сыграла двух главных героинь.
Жизнь после кино
Однако Ирина Варлей не захотела связывать свою жизнь с актерской профессией. Мир кино, который она увидела сама и узнала по рассказам старшей сестры, показался ей слишком жестоким и несправедливым.
Как раз тогда у Натальи Варлей начались сложности и в Малом театре, где у нее были непростые взаимоотношения с коллегами, и в кино, где после триумфального старта вдруг наступило затишье. Она продолжала сниматься, но таких ярких ролей, как в «Кавказской пленнице» и «Вие», ей больше не предлагали.
Насмотревшись на переживания старшей сестры и вовремя осознав, насколько актерская профессия зависима от внешних факторов, везения, счастливого или несчастливого стечения обстоятельств, Ирина Варлей решила не искушать судьбу.
Она поступила в Московский инженерно-строительный институт, а потом устроилась в столичный Госархив, где и трудилась всю жизнь.
А Наталья Варлей тем временем переживала очень сложные времена: только после свадьбы она узнала о том, что ее муж, Владимир Тихонов, употребляет запрещенные препараты и страдает от тяжелой зависимости.
Она пыталась ему помочь, но спасти его не удалось, и вскоре он ушел из жизни. Актриса в будущем предпринимала попытки обрести личное счастье, но построить семью ей так и не удалось. Имя отца своего второго сына она держала в тайне.
Актерскую судьбу Натальи Варлей вряд ли можно назвать счастливой: ее первые роли в кино так и остались вершиной творческого пути, и повторить свой успех конца 1960-х гг. ей так и не удалось.
В 37 лет актриса поступила в Литературный институт им. М. Горького, опубликовала несколько сборников своих стихотворений. В 1990-х гг., когда она осталась без работы в кино, занялась озвучиванием фильмов, подарив свой голос двум тысячам зарубежных киногероинь.
В начале нового столетия она вернулась на экраны, но снималась очень мало, от случая к случаю.
А ее младшая сестра посвятила себя заботам о своей семье и никогда не жалела о том, что не связала свою жизнь с актерской профессией и предпочла съемочной площадке спокойную семейную жизнь.
Она не любила чрезмерного внимания к своей персоне, не мечтала о славе и была человеком закрытым и непубличным. Ирина не посещала светских мероприятий и не общалась с журналистами.
Ирина Варлей всего однажды согласилась на интервью, когда ей предложили принять участие в съемках документального фильма к 70-летию ее старшей сестры.
В нем она призналась, что сегодня считает свою короткую кинокарьеру всего лишь приятным и ярким воспоминанием, но не самым значимым фактом своей биографии. Гораздо важнее для нее то, что она состоялась как мать и жена.
Как бы ни сложились их судьбы в профессии, несомненно одно: природа щедро наделила обеих сестер и красотой, и разносторонними талантами, и обаянием.